Наши проекты:
Журнал · Discuz!ML · Wiki · DRKB · Помощь проекту |
||
ПРАВИЛА | FAQ | Помощь | Поиск | Участники | Календарь | Избранное | RSS |
[18.97.9.170] |
|
Сообщ.
,
|
|
|
Требуется описание алгоритмов для работы с графами.
Нужно описать алгоритмы и реализовать их в виде процедур, объяснив что просходит и почему. Планируется разместить их здесь: http://sources.ru/wiki/doku.php?id=pascal:graph Кто возьмётся? |
Сообщ.
,
|
|
|
Romtek, в книге "Структуры данных и алгоритмы" (Ахо, Хопрофт, Ульман) теме алгоритмов на графах посвящены 2 главы: 6-я ("Ориентированные графы") и 7-я ("Неориентированные графы"), итого - страницы 183-227 (со схемами, примерами программ, теоретическими обоснованиями, и т.д.) Полнее вряд ли что-то можно себе представить...
Можно, конечно это переконвертировать из DJVU в другой формат и выложить в FAQ-е, но что будем делать с (С)? |
Сообщ.
,
|
|
|
volvo877, держать копию бумажных книг не есть цель FAQ, а собирание наиболее популярных алгоритмов и их реализация на Паскале. Книгу мы не в состоянии заменить, да и нет нужды.
|
Сообщ.
,
|
|
|
Матрица достижимости:
procedure AttainAbility (var P :TMatrix; S :TMatrix); var i, j, k :Integer; T :TMatrix; { Булева сумма } procedure BSum(var T :TMatrix; A, B :TMatrix); var i, j :Integer; begin fillchar(T, sizeof(T), 0); for i:=1 to NMax do for j:=1 to NMax do T[i,j] := A[i,j] or B[i,j]; end; { Булево произведение } procedure BMult(var T :TMatrix; A, B :TMatrix); var i, j, k :Integer; temp :TMatrix; begin fillchar(T, sizeof(T), 0); for i:=1 to NMax do for j:=1 to NMax do for k:=1 to NMax do T[i,j] := T[i,j] or (A[i,k] and B[k,j]); end; begin P := S; BMult(T, S, S); for i:=2 to NMax do begin BSum(P, P,T); BMult(T, T,S); end; end; S - матрица смежности P - матрица достижимости Типы описаны так: Const NMax = 4; Type TVector = array[1..NMax] of Boolean; TMatrix = array[1..NMax] of TVector; |
Сообщ.
,
|
|
|
Artful Fox, благодарю за код.
А как насчёт пояснения как и почему?. |
Сообщ.
,
|
|
|
Цитата Romtek @ А как насчёт пояснения как и почему?. Хорошо. P - искомая матрица достижимости. Известно, что P = A (булева сумма) A^2 (булева сумма) A^3 (булева сумма) .... (булева сумма) A^n, где A - матрица смежности, n - размерность матрицы (число вершин в графе), причем A^2 = A (булево произведение) A, а для общего случая A^r = A (булево произведение) A^r-1. Булева сумма и произведение пишутся как и для обычных матриц. |
Сообщ.
,
|
|
|
Обход графа в глубину:
procedure Go (S :TMatrix); var i :Integer; B :array[1..NMax] of Boolean; procedure GoDown (m :Integer); var i :Integer; begin write(m); B[m] := true; for i:=1 to NMax do if (S[m,i]) and (not B[i]) then GoDown(i); end; begin fillchar(B,sizeof(B),0); for i:=1 to Nmax do GoDown(i); end; Кстати я заметил, что предыдущий алгоритм нахождения матрицы достижимости можно использовать как для орграфов так и для обычных. Но для обычных можно использовать и следующий алгоритм основанный на обходе в глубину: procedure AttainAbility(var P :TMatrix; S :TMatrix); var B :TVector; i :Integer; procedure GoDown (m :Integer); var i :Integer; begin B[m] := true; for i:=1 to NMax do if (not B[i]) and S[m,i] then GoDown(i); end; begin for i:=1 to NMax do begin FillChar(B,SizeOf(B),0); GoDown(i); P[i] := B; end; end; |
Сообщ.
,
|
|
|
Немного о графах есть здесь:
http://education.aspu.ru/page.php?id=152 Добавлено поиск в глубину Поиск в ширину Каркасы (стягивающие деревья) Построение стягивающего дерева поиском в глубину Построение стягивающего дерева поиском в ширину Построение всех каркасов графа Построение минимального каркаса методом Краскала: Граф задан списком ребер с указанием их весов Построение минимального каркаса методом Прима и Поиск кратчайших путей. http://education.aspu.ru/page.php?id=152 Добавлено Сборник исходников "Алгоритмы на графах" : есть много всего интересного http://borisvolfson.h11.ru/programs/graphs.rar |
Сообщ.
,
|
|
|
Без пояснений алгоритмом и в коде нет смысла в данных ссылках, поисковиками все умеют пользоваться.
|
Сообщ.
,
|
|
|
Дейкстра с бинарным деревом (heap'ом) в НГ
Способ представления графа: списки смежности program DijkstraViaHeap_01; const FIN = 'dijkstra.in'; FOUT = 'dijkstra.out'; NMAX = 30000; INF = high(integer) div 2 - 1; type PEdge = ^TEdge; TVertex = record num: integer; key: integer; end; THeap = class a: array of TVertex; index_by_num: array of integer; length: integer; function LChild(const k: integer): integer; function RChild(const k: integer): integer; function Parent(const k: integer): integer; procedure Add(var v: TVertex); overload; procedure Add(const num, key: integer); overload; procedure Swap(const i, j: integer); procedure Update(const num: integer; const new_key: integer); function ExtractMin(): TVertex; constructor Create(const allocSize: integer); overload; constructor Create(const allocSize: integer; const keys: array of integer); overload; end; TEdge = record v: integer; w: integer; next: PEdge; end; procedure THeap.Add(const num, key: integer); var v: TVertex; begin v.num := num; v.key := key; add(v); end; constructor THeap.Create(const allocSize: integer); var i: integer; begin length := 0; setlength(a, allocSize); setlength(index_by_num, allocSize); for i := 0 to allocSize - 1 do index_by_num[i] := -1; end; constructor THeap.Create(const allocSize: integer; const keys: array of integer); var i: integer; v: TVertex; begin length := 0; setlength(a, allocSize); setlength(index_by_num, allocSize); for i := 0 to allocSize - 1 do index_by_num[i] := -1; for i := 0 to allocSize - 1 do begin v.num := i + 1; v.key := keys[i]; add(v); end; end; function THeap.LChild(const k: integer): integer; begin result := 2 * k + 1; end; function THeap.RChild(const k: integer): integer; begin result := 2 * (k + 1); end; function THeap.Parent(const k: integer): integer; begin if k = 0 then result := -1 else result := (k - 1) div 2; end; procedure THeap.Swap(const i, j: integer); var t: TVertex; begin index_by_num[a[i].num - 1] := j; index_by_num[a[j].num - 1] := i; t := a[i]; a[i] := a[j]; a[j] := t; end; procedure THeap.Add(var v: TVertex); var k, p: integer; begin inc(length); k := length - 1; a[k] := v; index_by_num[v.num - 1] := k; p := parent(k); while (p <> -1) and (a[p].key > a[k].key) do begin swap(p, k); k := p; p := parent(k); end; end; function THeap.ExtractMin(): TVertex; var new_key: integer; begin result := a[0]; swap(0, length - 1); dec(length); index_by_num[result.num - 1] := -1; new_key := a[0].key; a[0].key := result.key; update(a[0].num, new_key); end; procedure THeap.Update(const num: integer; const new_key: integer); var k, p, c1, c2: integer; begin k := index_by_num[num - 1]; if (k = -1) or (k > length - 1) then exit; if new_key < a[k].key then begin a[k].key := new_key; p := parent(k); while (p <> -1) and (a[p].key > a[k].key) do begin swap(p, k); k := p; p := parent(k); end; end else begin a[k].key := new_key; while true do begin c1 := lchild(k); c2 := rchild(k); p := k; if (c1 < length) and (a[c1].key < a[p].key) then p := c1; if (c2 < length) and (a[c2].key < a[p].key) then p := c2; if p = k then break; swap(p, k); k := p; end; end; end; procedure addEdge(var l: PEdge; const v, w: integer); var t: PEdge; begin new(t); t.next := l; t.v := v; t.w := w; l := t; end; var n, m: integer; e: array[1..NMAX] of PEdge; procedure Dijkstra(const s, t: integer); var i: integer; min: integer; cur: PEdge; heap: THeap; dist: array[1..NMAX] of integer; prev: array[1..NMAX] of integer; begin for i := 1 to n do begin dist[i] := INF; prev[i] := -1; end; prev[s] := 0; dist[s] := 0; heap := THeap.Create(n, dist); while heap.length > 0 do begin min := heap.ExtractMin().num; cur := e[min]; while cur <> nil do begin if dist[cur.v] > dist[min] + cur.w then begin prev[cur.v] := min; dist[cur.v] := dist[min] + cur.w; heap.update(cur.v, dist[cur.v]); end; cur := cur.next; end; end; for i := 1 to n - 1 do write(dist[i], ' '); writeln(dist[n]); end; var i, u, v, w: integer; begin AssignFile(input, FIN); reset(input); AssignFile(output, FOUT); rewrite(output); read(n, m); for i := 1 to m do begin read(u, v, w); addEdge(e[u], v, w); addEdge(e[v], u, w); end; Dijkstra(1, 0); close(input); close(output); end. Время работы O(v * log(v) + e * log(e)), где v и t кол-во вершин и рёбер соответственно. Красивое подробное пояснение с картинками http://ru.wikipedia.org/wiki/Алгоритм_Дейкстры Дейсктра на массиве и ОГ Способ представления графа: списки смежности program DijkstraViaArray_01; {$Q+} {$R+} {/$DEFINE FILE_IO} uses SysUtils; const NMAX = 1000; INF = high(Integer) div 2 - 1; INF64 = 100000000000000; type PEdge = ^TEdge; TEdge = record v: integer; w: integer; next: PEdge; end; procedure addEdge(var l: PEdge; const v: integer; const w: integer); var t: PEdge; begin new(t); t.next := l; t.v := v; t.w := w; l := t; end; var n, m: integer; s, t: integer; procedure solve(s, t: integer); var i: integer; dist: array[0..NMAX] of int64; prev: array[1..NMAX] of integer; used: array[1..NMAX] of byte; e: array[1..NMAX] of PEdge; path: string; path_length: integer; u, v, w: integer; min: integer; cur: PEdge; begin for i := 1 to NMAX do begin e[i] := nil; dist[i] := INF64; prev[i] := -1; used[i] := 0; end; for i := 1 to m do begin read(u, v, w); if (u = v) then continue; addEdge(e[u], v, w); end; dist[s] := 0; prev[s] := 0; used[s] := 1; dist[0] := INF64; fillchar(used, sizeof(used), 0); while true do begin min := 0; for i := 1 to n do begin if (used[i] = 0) and (dist[i] < dist[min]) then min := i; end; if min = 0 then break; used[min] := 1; cur := e[min]; while cur <> nil do begin if (Int64(dist[cur.v] - dist[min]) - Int64(cur.w) > 0) then begin prev[cur.v] := min; dist[cur.v] := Int64(dist[min]) + Int64(cur.w); end; cur := cur.next; end; end; if dist[t] = INF64 then begin writeln('-1'); exit; end; write(dist[t], ' '); path := ''; path_length := 0; while t <> 0 do begin path := inttostr(t) + ' ' + path; t := prev[t]; inc(path_length); end; if path_length <> 0 then setlength(path, length(path) - 1); Writeln(path_length); writeln(path); end; begin {$IFDEF FILE_IO} assign(input, 'dijkstra.in'); reset(input); assign(output, 'dijkstra.out'); rewrite(output); {$ENDIF} read(n, m); read(s, t); solve(s, t); end. Дейсктры в ОГ и в НГ ничем не отличаются друг от друга в реализации. Хотелось бы переделать объяснение работы (или хотя бы взять его из Кормена), но времени как всегда нет.. Добавлено Поиск в ширину на списках смежности program BFS_01; uses Contnrs; const FIN = 'breadth.in'; FOUT = 'breadth.out'; NMAX = 30000; INF = high(integer) div 2 - 1; type PEdge = ^TEdge; TEdge = record v: integer; next: PEdge; end; procedure addEdge(var l: PEdge; const v: integer); var t: PEdge; begin new(t); t.next := l; t.v := v; l := t; end; var e: array[1..NMAX] of PEdge; m: integer; n: integer; procedure BFS(const s, f: integer); var i: integer; t: PInteger; cur: PEdge; min: integer; queue: TQueue; dist: array[1..NMAX] of integer; prev: array[1..NMAX] of integer; begin for i := 1 to n do begin dist[i] := INF; prev[i] := -1; end; prev[s] := 0; dist[s] := 0; queue := TQueue.Create; new(t); t^ := s; queue.Push(t); while queue.Count > 0 do begin t := queue.Pop; cur := e[t^]; min := t^; while cur <> nil do begin if dist[cur.v] > dist[min] then begin prev[cur.v] := min; dist[cur.v] := dist[min] + 1; new(t); t^ := cur.v; queue.Push(t); end; cur := cur.next; end; end; for i := 1 to n - 1 do write(dist[i], ' '); writeln(dist[n]); end; var i, u, v: integer; begin AssignFile(input, FIN); reset(input); AssignFile(output, FOUT); rewrite(output); read(n, m); for i := 1 to m do begin read(u, v); addEdge(e[u], v); addEdge(e[v], u); end; BFS(1, 0); close(input); close(output); end. O(v + e) Rem. Здесь использована стандартная Дельфийская очередь, не используйте её никогда, т. к. она медленная! Алгоритм Флойда program Floyd; const FIN = 'floyd.in'; FOUT = 'floyd.out'; INF = high(integer) div 2 - 1; NMAX = 300; var A: array[1..NMAX, 1..NMAX] of integer; i, j, k, w, n, u, v, m: integer; begin AssignFile(input, FIN); reset(input); AssignFile(output, FOUT); rewrite(output); read(n, m); for i := 1 to n do begin for j := 1 to n do begin A[i, j] := INF; end; A[i, i] := 0; end; for i := 1 to m do begin read(u, v, w); A[u, v] := w; end; // Ищем расстояния от всех вершин до всех for k := 1 to n do begin for i := 1 to n do begin for j := 1 to n do begin if A[i, j] > A[i, k] + A[k, j] then A[i, j] := A[i, k] + A[k, j]; end; end; end; // Проверяем наличие циклов отрицательного веса for i := 1 to n do begin for j := 1 to n do begin if A[i, j] = INF then write('-1 ') else write(A[i, j], ' '); end; writeln; end; close(input); close(output); end. O(v^3) Алгоритм Форда-Беллмана Просто V-1 раз релаксируем все рёбра, на каждом шаге найдены все кратчайшие пути из i рёбер program Ford_Bellman1; const FIN = 'fordbell.in'; FOUT = 'fordbell.out'; NMAX = 200; INF = high(integer) div 2 - 1; type PEdge = ^TEdge; TEdge = record u, v, w: integer; next: PEdge; end; procedure addEdge(var l: PEdge; const u, v, w: integer); var t: PEdge; begin new(t); t.next := l; t.u := u; t.v := v; t.w := w; l := t; end; var n: integer; m: integer; e: PEdge; procedure Ford_Bellman(const s, t: integer); var i, k: integer; cur: PEdge; dist: array[1..NMAX] of integer; prev: array[1..NMAX] of integer; begin for i := 1 to n do begin dist[i] := INF; prev[i] := -1; end; prev[s] := 0; dist[s] := 0; for k := 1 to n - 1 do begin cur := e; for i := 1 to m do begin if dist[cur.v] > dist[cur.u] + cur.w then begin dist[cur.v] := dist[cur.u] + cur.w; prev[cur.v] := cur.u; end; cur := cur.next; end; end; for i := 1 to n - 1 do write(dist[i], ' '); writeln(dist[n]); end; var i, u, v, w: integer; begin AssignFile(input, FIN); reset(input); AssignFile(output, FOUT); rewrite(output); read(n, m); for i := 1 to m do begin read(u, v, w); addEdge(e, u, v, w); end; Ford_Bellman(1, 0); close(input); close(output); end. O(v * e) Итак, у меня есть ещё десяток алгоритмов, пока попытаюсь найти время на пояснение этих |