Версия для печати
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате
Форум на Исходниках.RU > Работа с файлами, форматы файлов и данных > Работа с файлами


Автор: Song 29.11.03, 18:37
© Vit ;)

Текстовый файл отличается тем что он разбит на разные по длине строки, отделенные символами #13#10.

Сперва, Вам придётся освоить (вспомнить) древний паскалевский способ:

Для доступа к текстовым файлам используется переменная типа TextFile. До сих пор не совсем понимаю что это такое физически - что-то типа "внутреннего" паскалевского Handle на файл.
Итак чтобы ассоциировать файл на диске с переменной надо проделать следующие опрерации:

1) Определяем файловую переменную:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    Var F:TextFile;


2) Ассоциируем ее:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    AssignFile(F, 'c:\MyFile.txt');


3) Теперь надо этот файл открыть, есть 3 варианта:
  - файла нет или он должен быть перезаписан, открытие для записи:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    ReWrite(f)


  - файл есть и его надо сбросить на чтение (с начала файла)
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    Reset(f)


  - файл есть и его надо открыть для дозаписи строк в конец
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    Append(f)


Как видите не хватает очень полезных функций таких как открытия файла для чтения с произвольной строки и для записи в файл произвольной строки. Но надо учесть, что так как длины строк разные, не существует никакого способа узнать физическое место начала например 1000 строки, не прочитав всю тысячу строк. Для записи ситуация еще сложнее - вставить строку означает перезаписать всю информацию после этой строки заново. Таким образом варианты только следующие:
- Перезаписать весть файл
- Читать с первой строки
- Дописать что-то в конец
- Читать и писать файл целиком (см. ниже работу через TStrings)
4) В конце работы открытый файл нужно закрыть:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    CloseFile(f);


Очень часто работу этих процедур объединяют для придания допоолнительного полезного эффекта. Ну, например, процедура Reset() сбрасывает файл на чтение. А, если файла нет? Правильно, тогда его надо открыть для записи. Для определения существует файл или нет в Паскале существует переменная IOresult, которая возвращает резльтат от выполнения последней операции ввода/вывода. В случае успеха операции она возвращает 0 или код ошибки в случае ошибки. Например, рассмотрим пример программы, которая будет открывать файл для дополнения и создавать, если он отстутствует:

<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    ...
     AssignFile(F,'my_file.txt');
    {$I-}
     Append(f);
     IF IOresult<>0 then ReWrite(f);
    {$I+}
     try
      WriteLn(f,'Дополняем текстовый файл my_file.txt');
     finally
      CloseFile(F);
     end;
    ...


Здесь строка собственно записывается в WriteLn().

Запись целой строки:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    WriteLn(f,s);


WriteLn - это сокращение от "Write Line". Т.е. записать строку. Строка будет заканчиваться в файле байтами #13#10. А теперь как записать без этих байт:

Запись кусочка строки(те следующая операция записи будет произведена в ту же строку):
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    Write(f,s);


Если переменная s содержит больше 255 символов (т.е. является длинной строкой), то таким способом ни фига не запишится, в файл вместо строки попадут 4 байта указателя на нее. Надо делать так:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    WriteLn(f,Pointer(s)^);


Также в данном примере Вы видите возможно неизвестные для Вас {$I-} и {$I+}. Это директивы компилятора. {$I-} - означает что компилятор должен вместо этой директивы включить в объектный код программы, код, который будет подавлять сообщение об ошибке, которое неизбежно возникнет при выполнении процедуры Append() в случает отсутствия файла. {$I+} - выключение этого режима.

Вверху мы рассмотрели пример записи строки S (WriteLn), а теперь прочитаем её.
Пусть у нас есть строковая переменная S для чтения строки из файла
Чтение предварительно открытого файла:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    ReadLn(f, s)
- будет прочитанна текущая строка и позиция чтения переведена на следующую позицию.

А как прочитать весь файл?
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
     
     ... // Откроем файл для чтения
    While not Eof(f) Do
     Begin
       ReadLn(f, s);
       {здесь делаем ?то-то с про?итанной строкой}
     End;
    ... // Закроем файл


Хорошо, а если файл несколько метров есть ли способ поставить какой-нибудь ProgressBar или Gauge чтобы показывал сколько считанно? Есть, но не совсем прямой - не забыли, сколько строк в файле заранее мы не знаем, узнать можно только прочитав его весь, но показательный пример мы все-таки сделаем:

<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    Var  Canceled:Boolean;
     
    Function GetFileSize(FIleName: String): Integer;
     Var f: File of Byte;
    Begin
     try
       AssignFile(f, FileName);
       Reset(f);
       Result:=FileSize(F);
       CloseFile(f);
     except
       Result:=-1;
     end;
    End;
     
    Procedure ReadMyFile;
    Var i, j: Integer;
    Begin
      ProgressBar1.Max:=GetFileSize('c:\MyFile.txt');
      ProgressBar1.position:=0;
      AssignFile(f,'c:\MyFile.txt');
      Canceled:=False;
      Reset(f);
      try
       i:=0;j:=0;
       While not Eof(f) do
         Begin
          Inc(j);
          ReadLn(f,s);
          i:=i+Length(s)+2;
          IF (j mod 1000)=0 then
           Begin
            ProgressBar1.Position:=i;
            Application.ProcessMessages;
            IF Canceled then Break;
           End;
             {здесь мы ?то-то делаем с прочитанной строкой}
         End;
      finally
       CloseFile(f);
      end;
    End;


Теперь комментарии к коду.
1) Функию GetFileSize я рсссмотрю после, она немного по другому подходит к чтению файла (кстати я знаю еще по крайней мере 3 способа ее реализации, поэтому не нужно указывать что это можно сделать легче, быстрее или просто по другому - просто давайте разберем это позже)
2) Переменная i - все время указывает на количество байт которое мы считали - мы определяем длину каждой строки и прибавляем 2 (символы конца строки). Зная длину файла в байтах и сколько байт прочитано можно оценить и прогресс, но
3) Если ставить изменение прогресса после каждой строки, то это очень сильно тормознет процесс. Поэтому вводим переменную j и обновляем прогресс например 1 раз на 1000 прочитанных строк
4) Переменная Canceled - глобальная переменная. Поставьте на форму кнопку, в обработчике нажатия поставьте Canceled:=True; и нажатие кнопки прервет чтение файла.


Добавлено в
Появление Object Pascal дало нам программирование на основе классов, которым намного облегчают жизнь рядовому программисту.
Рассмотрим класс TStrings. Этот класс представляет из себя список. Т.е. попросту говоря, массив строк. TStrings широко используется в различных компонентах для организации списков. Например, наверняка известный Вам компонент TMemo использует в качестве контейнера для строка именно класс TStrings, который организуется в свойстве TMemo.Lines. Тоже самое и для других компонент: TListBox.Items, TComboBox.Items и многих других.
Однако, это абстрактный класс, т.е. он используется только для наследования. Напрямую его создавать нельзя. Потомком от этого класса являются TStringList. С ним-то нам и надо работать.
Сейчас рассмотрим как мы можем использовать TStringList для нашей темы, т.е. для чтения файлов.
У TStrings есть методы записи и чтения в файл - SaveToFile, LoadFromFile. Преимущество - простота использования и довольно высокая скорость, недостаток - читать и писать файл можно только целиком.
Примеры.
1) Загрузка текста из файла в Memo:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    Memo1.Lines.LoadFromFile('c:\MyFile.txt');


2) Сохранение в файл:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    Memo1.Lines.SaveToFile('c:\MyFile.txt');


3) А вот так можно прочитать весь файл в строку:

<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    Function ReadFromFile(FileName:string):string;
    begin
     With TStringList.create do
       try
        LoadFromFile(FileName);
        Result:=text;
       finally
        Free;
       end;
    end;


В данном примере у нас создаётся экземпляр потомка TStrings и в него загружается файл, указанный в параметре процедуры.
У TStrings есть много других дополнительных методов и свойств: (здесь приведены только некоторые из них)

Свойство Strings[индекс] - возвращает строку списка с индексом, указанным в скобках. Например,
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
     ShowMessage(Strings[0]);
- выведет нам 0-ю строку списка (конечно, если она есть)

Метод Add(строка) - добавляет в список строку в начало списка.

Метод Insert(индекс,строка) - вставляет строку после строки, с указанным индексом.

Метод Append(строка) - добавляет строку в конец списка.

А сейчас пример программы для добавления строки в существующий (или несуществующий файл) для сравнения, сделанный на "паскалевском" способе и с использованием класса TStrings:

Паскалевский способ:

<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    Var ff: TextFile;
    ...
    AssignFile(ff,'my_file.txt');
    {$I-}
    Append(ff);
    {$I+}
    IF IOresult<>0 then ReWrite(ff);
    try
     WriteLn(ff,'строка для добавления');
    finally
     CloseFile(ff);
    end;


Способ с использованием класса TStrings:

<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
     
     With TStringList.Create Do
      try
       IF FileExists('my_file.txt') then LoadFromFile('my_file.txt');
       Append('строка для добавления');
       SaveToFile('my_file.txt');
      finally
       Free;
      end;


Какой из них выбирать - ваше дело. Однако замечу, что перввым способом можно читать и дополнять файлы практически любого размера, а второй имеет ограничением в использовании пямяти т.к. вся работа со списком происходит в памяти, а не прямиком с файлом, как это сделано в первом варианте.


Добавлено в
Но файлы бывают не только текстовые.
Теперь разберем типизированные файлы.
Типизированный файл - это файл в котором записанны идентичные структуры. Например любой файл можно считать файлом байтов - т.е. можно его читать байт за байтом, можно перейти сразу к любому байту по его номеру, можно сразу узнать сколько байт в файле, можно заменить любой байт на другой не перезаписывая файл. Теперь все это в примерах:

Объявляем файл байтов:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    Var f:file of byte;
        b:Byte;


Ассоциируем файловую переменную с физическим файлом:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    AssignFile(f,'c:\myfile.bin');


Теперь мы можем либо перезаписать/создать файл:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    ReWrite(f);

Либо открыть существующий для чтения и записи:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    Reset(f);

Обратите внимание, что в данном случае функция Reset открывает фал таким образом, что мы можем не только читать файл, но и писать в него в текущую позицию. Это недоступно для текстовых файлов.

Теперь функции работы с файлом:

<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    Read(f,b); - прочитать 1 байт;
    Write(f,b); - записать 1 байт;
    Eof(f); - узнать не является ли байт последним;
    FileSize(f); - возвращает размер файла (или количество структур, если файл структурированный, см. ниже);
    FilePos(f); - возвращает текущую позицию чтения/записи внутри файла.
    Seek(f,100); - устанавливает текущее положение считывания/записи на сотый байт.


Все эти функции не работают с файлами большими 2 Gb.
После работы файл надо закрыть:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    CloseFile(f);



Добавлено в
Структурированные файлы.
Приведенные выше механизмы будут работать с любым файлом, так как любой файл можно считать файлом байтов. Теперь где это можно использовать? В принципе везде, но в подавляющем большинстве случаев это будет очень неудобно, ведь скорость считывания при чтении по байтам будет на порядки более низкой чем другими способами. Однако в некоторых случаях этот способ может быть очень полезен. Например в программе вам надо заменить 100й байт файла на другой, или прочитать 100й байт файла, например во всяких читерских программах, при взломе и т.п. Здесь такой доступ будет весьма удобен. Гораздо более интересным представляется дальнейшее развитие технологии типизированных файлов (их еще лет 15 назад называли "Файлы прямого доступа"). Представим себе, что файл состоит не из байт а из более сложных структур. Например мы имеем некоторую информацию в виде:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    Type MyRec=Record
              Name:string[100];
              Age:byte;
              Membership:Boolean;
              Accounts:array[1..10] of integer;
           End;

Обратите внимание, что все элементы записи точно типизированны, нет ни длинных строк, ни открытых массивов, ни объектов, другими словами, заранее точно известно сколько именно байт будет занимать переменная этого типа. Объявим переменную этого типа:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    Var MyVar:MyRec;

и файл этого типа:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    Var f:File of MyRec;

Теперь мы можем читать и писать сразу целую структуру, абсолютно так же как и если бы это был один байт:

<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    AssignFile(f,'c:\MyFile.rec');
    ReWrite(f);
    try
     With MyVar Do
       Begin
        Name:='Vitaly';
        Age:=33;
        Membership:=True;
        Accounts[1]:=12345;
        Accounts[2]:=34985;
       End;
     Write(f,MyVar);
    finally
     Closefile(f);
    end;


Все остальные функции приведенные в предыдущей статье будут работать так же, только одно отличие - Seek и FileSize оперируют не с количеством байт, а с количеством записей (структур).


Добавлено в
Идем дальше. Есть такое понятие как нетипизированный файл. Это такой файл который содержит разнородные элементы. Например файл EXE - вначале он имеет заголовок, затем двоичный код, в конце какие-то ресурсы. Все части файла имеют разную длину и разную структуру. Тут уже обратится к произвольному элементу сложно, обычно надо вначале узнать где этот элемент находится, подчас это записано в предыдущем куске информации. Работа с такими файлами достаточно сложна и требует вручную разработки алгоритмов его чтения, но в связи гибкостью структуры и компактностью такие файлы составляют большинство. Для работы с нетипизированными файлами используют процедуры BlockRead и BlockWrite, которые позволяют читать/писать произвольное количество байт. Привожу пример пользования этими функциями из справки по Дельфи:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
     
    Var FromF, ToF: file;
         NumRead, NumWritten: Integer;
         Buf: array[1..2048] of Char;
    Begin
     if OpenDialog1.Execute then                               { Display Open dialog box }
     begin
       AssignFile(FromF, OpenDialog1.FileName);
       Reset(FromF, 1); { Record size = 1 }
       if SaveDialog1.Execute then                              { Display Save dialog box}
       begin
         AssignFile(ToF, SaveDialog1.FileName); { Open output file }
         Rewrite(ToF, 1); { Record size = 1 }
         Canvas.TextOut(10, 10, 'Copying ' + IntToStr(FileSize(FromF))
           + ' bytes...');
         repeat
           BlockRead(FromF, Buf, SizeOf(Buf), NumRead);
           BlockWrite(ToF, Buf, NumRead, NumWritten);
         until (NumRead = 0) or (NumWritten <> NumRead);
           CloseFile(FromF);
           CloseFile(ToF);
       end;
     end;
    End;



Этот код копирует из одного файла в другой. Замечания по поводу этого метода работы с файлами - плюсы - очень высокая скорость, особенно если размер буффера увеличить до 64kb-512kb, что позволит считывать файл достаточно большими кусками, чтобы обеспечить отсутствие простоев винчестера, к тому же обеспечивается очень высокая гибкость в работе. Минусы - сложность разработки, необходимость вручную писать все детали механизма чтения/записи и интерпретации данных.
Пожалуй на этом можно было бы и завершить описание работы с файлами средствами Паскаля и файловых переменных, но заглянув в Help Дельфей я обнаружил еще несколько функций достойных упоминания.

<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    Erase(f) - удаляет файл;
    FilePos(f) - возвращает текущую позицию чтения/записи в файл;
    Flush(f) - сбрасывает кэшированные файловые операции на диск;
    Rename(f, 'MyNewFileName.txt') - переименование файлов;
    Truncate(f) - файл обрезается до текущей позиции чтения/записи.



Добавлено в
Теперь венёмся к работе с файлами чере программирование классов. Но на сей раз более сложный класс - TStream. Он также как и TStrings является абстрактным и для практической с ним работы мы должны использовать его потомков - TFileStream и/или TMemoryStream.
Для работы с файловым потоком Вам надо записать в Uses модули classes, Sysutils (classes - включает в себя собственно определение класса, Sysutils - некоторые константы необходимые для работы).
Вот пример записи/перезаписи файла:

<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    Procedure WriteFileUsingStream(s, FileName:string);
    Begin
     With TFileStream.create(FileName, fmCreate or fmOpenWrite) Do
       try
         Write(Pointer(s)^,Length(s));
       finally
         free;
       end;
    End;


Теперь небольшой разбор:
TFileStream.create - конструктор класса, его вызов требует указания имени файла и опций его открытия, следующие опции определены:
Цитата
 fmCreate = $FFFF;
 fmOpenRead       = $0000;
 fmOpenWrite      = $0001;
 fmOpenReadWrite  = $0002;
 fmShareCompat    = $0000;
 fmShareExclusive = $0010;
 fmShareDenyWrite = $0020;
 fmShareDenyRead  = $0030;
 fmShareDenyNone  = $0040;

Теперь метод Write - этим методом в файл пишется  любая информация из буфера любого типа, Вам надо указать только буффер и количество записываемых байтов. В данном случае используется переменная типа String в качестве буффера, но так как для длинных строк она представляет собой лишь указатель, то конструкция "pointer(s)^" заставляет обращаться именно к ее содержимому.
А вот этот код демонстрирует чтение файла с использованием файлового потока:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
     
    Var p: PChar;
    Begin
     GetMem(p, 255);
     With TFileStream.create('c:\myText.txt', fmOpenReadWrite) Do
       try
         Seek(10,soFromBeginning);
         Read(p^, 254);
       finally
         Free;
       end;
     ShowMessage(p);
     FreeMem(p);
    End;


И пояснения к коду:
1) Никаких проверок длину файла и его наличие здесь не делается - это демонстрационный код, а не готовая процедура чтения.
2) Файл мы считываем в буффер типа PChar (с тем же успехом можно использовать массив или любой другой контейнер). Для тех кто не помнит - процедуры   GetMem(p, 255) и FreeMem(p) - распределение памяти для строки и освобождение памяти.
3) Метод потока  Seek позволяет установить текущую позицию считывания/записи файла. Первый параметер - номер байта, второй - это от чего считать этот байт (у нас считать от начала файла), возможны варианты:
Цитата
 soFromBeginning - от начала файла
 soFromCurrent - от текущей позиции считывания
 soFromEnd - от конца файла (в этом случае номер байта должен быть отрицательным или равным нулю)

4) Собственно считывание из потока осуществляется методом read, в котором указывается в качестве параметров буфер в который мы читаем и желаемое количество  байт для чтения. Метод read является функцией, которая возвращает количество байт реально прочитанных из потока.
Заканчивая о файловых потоках хочу упомянуть о методе
CopyFrom который позволяет перекачивать информацию из одного потока в другой и о свойствах:
Size - размер файла
Position - текущая позиция чтения/записи потока
Работа с файловыми потоками весьма быстра, этот класс, являсь классом VCL, в то же время базируется на низкоуровневых функциях Windows, что обеспечивает очень высокую скорость работы и стабильность операций. К тому же многие компоненты и классы VCL поддерживаю прямое чтение и запись с файловыми потоками, что занчительно упрощает работу - например TStringList, TBlobField, TMemoField и другие.
Файловые потоки могут быть рекомендованы к использованию в большинстве  случаев для чтения и записи файлов (за исключением специфических ситуаций, требующих каких-то других подходов), другими словами если вам надо просто записать или считать файл, используйте файловые потоки.


Добавлено в
Еще один способ работы с файлами - это открытие Handle на файл и работу через него. Тут есть 2 варианта - можно использовать функции Дельфи или использовать WinAPI напрямую.
При использовании функций Дельфи можно применять следующие функции:
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
    FileOpen(FileName, fmOpenWrite or fmShareDenyNone)
- функция открывает файл и возвращает целое цисло - Handle на файл. Параметры функции - имя файла и тип доступа (все типы доступа я перечислил ранее). Если файл успешно открыт то Handle должен быть положительным цислом, отрицательное число - это код ошибки.
Во всех остальных функциях используется именно значение Handle, возвращаемое этой функцией.
<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
     FileClose(Handle: Integer) - закрывает файл
     FileRead(Handle: Integer; var Buffer; Count: Integer): Integer;
     FileWrite(Handle: Integer; const Buffer; Count: Integer): Integer;

Эти функции для чтения/записи файла, где Buffer любая переменная достаточного размера для чтения/записи куска информации (обычно типа PChar или массив), Count-количество байт, которое Вы желаете записать/прочитать. Функции возвращают количество байт которые реально были прочитанны или записаны.
Этот тип доступа к файлам применяется весьма редко. Дело в том что он практически дублирует соответствующие функции WinAPI и к тому же обычно работает несколько медленнее, чем например потоки. И все же использование функций FileOpen и FileClose не лишено привлекательности. Наряду с тем что эти функции намного легче в использовании соответствующих функций WinAPI (можете сравнить - FileOpen имеет 2 параметра, cooтветствующая функция WinAPI - CreateFile имеет 7 параметров, большая часть из которых реально требуется лишь в ограниченном числе случаев) этот путь доступа открывает возможность прямого использования всех функций WinAPI про работе с файлами, которые требуют Handle на открытый файл.


Добавлено в
Дельфи предоставляет довольно широкие возможности по файловым операциям без использования механизмов открытия/закрытия файлов.
Вот список наиболее употребимых функций, большинство из которых в фачкстве параметров нуждаются только в имени файла:
ChDir(NewCurrentPath: String); - изменяет текущий каталог (в среде Windows сие конечно не так актуально как в ДОС, но все же), прочитать же текущий каталог можно функцией GetCurrentDir, а текущий каталог для определенного драйва - GetDir.
CreateDir(const Dir: String): Boolean; - создает каталог. При этом предыдущий уровень должен присутствовать.
Если вы хотите сразу создать всю вложенность каталогов используйте функцию ForceDirectories(Dir: String): Boolean; Обе функции возвращают True если каталог создан.
DiskFree(Drive: Byte): Int64; - дает свободное место на диске. Параметер - номер диска 0 = текущий, 1 = A, 2 = B, и так далее
DiskSize(Drive: Byte): Int64; - размер винта. Обратите внимание на то что для результата этой и предыдущей функций абсолютно необходимо использовать переменную типа Int64, иначе макимум того что вы сможете прочитать правильно будет ограничен 2Gb
FileExists(Const FileName: string) - применяется для проверки наличия файла
DirectoryExists(Const FileName: String) - соответственно наличие каталога
FileGetAttr(const FileName: string): Integer; и
FileSetAttr(const FileName: string; Attr: Integer): Integer;
- функции для работы с атрибутами файлов. Вот список возможных атрибутов:
Цитата
faReadOnly $00000001 Read-only files
faHidden $00000002 Hidden files
faSysFile $00000004 System files
faVolumeID $00000008 Volume ID files
faDirectory $00000010 Directory files
faArchive $00000020 Archive files
faAnyFile $0000003F Any file

(Естественно не все атрибуты применимы во всех случаях)
RemoveDir(const Dir: string): Boolean; - удаляет папку(пустую)
DeleteFile(const FileName: string): Boolean; - удаляет файл
RenameFile(const OldName, NewName: string) и
ChangeFileName(старое_имя, новое_имя)
- переименовывает файл
ChangeFileExt(старое_расширение, новое_расширение) - переименовывает расширение файла.


Добавлено в
И в заключение пример кода, который собирает информацию о файле:

<{CODE_COLLAPSE_OFF}><{CODE_WRAP_OFF}>
     
    Type TFileInfo=record
                    Exists:boolean;//true если файл найден
                    Name:String; //имя файла с расширением
                    ShortName:String;//DOS 8.3 имя файла
                    NameNoExt:String;//имя файла без расширения
                    Extension:string;//расширение файла
                    AssociatedFile:string;//программа с которой ассоциирован файл
                    Path:string;// путь к файлу
                    ShortPath:string;// DOS 8.3 путь файла
                    Drive:string;// дисковод на котором находится файл
                    CreateDate:TDateTime; //время когда файл создан
                    Size:Int64;// размер файла (работает для файлов и больше 2Gb)
                    Attributes:record //нали?ие/отсутствие системных атрибутов
                                 ReadOnly:boolean;
                                 Hidden:boolean;
                                 System:boolean;
                                 Archive:boolean;
                               end;
                    ModifyDate:TDateTime; // время последнего изменения файла
                    LastAccessDate:TDateTime; // дата последнего открытия файла
                  end;
    Function ReadFileInfo(FileName:string):TFileInfo;
    var ts:TSearchRec;
      Function FileTime2DateTime(FT:_FileTime):TDateTime;
      var FileTime:_SystemTime;
      begin
         FileTimeToLocalFileTime(FT, FT);
         FileTimeToSystemTime(FT,FileTime);
         Result:=EncodeDate(FileTime.wYear, FileTime.wMonth, FileTime.wDay)+
                 EncodeTime(FileTime.wHour, FileTime.wMinute, FileTime.wSecond, FileTime.wMilliseconds);
      end;
      Function AssociatedFile(FileExt:string):string;
        var key:string;
      begin
        With TRegistry.create do
          try
            RootKey:=HKEY_CLASSES_ROOT;
            OpenKey(FileExt, false);
            Key:=ReadString('');
            CloseKey;
            OpenKey(key+'\Shell\open\command', false);
            result:=ReadString('');
            Closekey;
          finally
            free;
          end
      end;
    begin
     Result.Name:=ExtractFileName(FileName);
     Result.Extension:=ExtractFileExt(FileName);
     Result.NameNoExt:=Copy(Result.Name,1,length(Result.Name)-length(Result.Extension));
     Result.Path:=ExtractFilePath(FileName);
     Result.Drive:=ExtractFileDrive(FileName);
     Result.ShortPath:=ExtractShortPathName(ExtractFilePath(FileName));
     if lowercase(Result.Extension)<>'.exe' then Result.AssociatedFile:=AssociatedFile(Result.Extension);
     if FindFirst(FileName, faAnyFile, ts)=0 then
       begin
         Result.Exists:=true;
         Result.CreateDate:=FileDateToDateTime(ts.Time);
         Result.Size:=ts.FindData.nFileSizeHigh*4294967296+ts.FindData.nFileSizeLow;
         Result.Attributes.ReadOnly:=(faReadOnly and ts.Attr)>0;
         Result.Attributes.Hidden:=(faHidden and ts.Attr)>0;
         Result.Attributes.System:=(faSysFile and ts.Attr)>0;
         Result.Attributes.Archive:=(faArchive and ts.Attr)>0;
         Result.ModifyDate:=FileTime2DateTime(ts.FindData.ftLastWriteTime);
         Result.LastAccessDate:=FileTime2DateTime(ts.FindData.ftLastAccessTime);
         Result.ShortName:=ts.FindData.cAlternateFileName;
         Findclose(ts);
       end
     else Result.Exists:=false;
    end;

Powered by Invision Power Board (https://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (https://www.invisionpower.com)